Павел Заруцкий взял для журнала интервью у австралийской художницы и поэтессы Мез Бриз – одной из основателей поэзии кода, создательницы собственного гибридного языка mezangelle, в котором сочетаются элементы синтаксиса и лексики программирования и неформальный стиль речи. Однако область исследования и экспериментов Мез выходит за пределы только гибридизации языка: поэтесса создаёт сложные медиагибриды искусства и дополненной реальности, поэзии и пространства видеоигр.
Такие сочетания не могут не повлиять на человеческое мышление, и потому центральным для интервью является вопрос о гибридном авторе – сотрудническом отношении между художником и Искусственным Интеллектом.
Вопросы Павла и ответы Мез возвращают нас к предчувствию (забытому сейчас на фоне социальных землетрясений) появления человека-плюс – сотворца с нечеловеческими агентами (акцент на которые ставят плоские онтологии), с другими людьми и возможностями виртуальной реальности, другими словами, открытой, мерцающей идентичности, обретающей выразительную силу как сама по себе, так и в многообразии коллаборационных форм.
_____
Несколько цитат:
"поэзия может принимать множество форм и может быть выражена с помощью различных средств. Она не ограничена традиционным стихом на бумаге, её можно найти во множестве форм и медиумов — музыке, визуальном искусстве, перформансе, компьютерном коде, устной речи, экосистемах, мантрах, серебре, дыхании, риффах, движениях, взглядах, -измах, порхании, стремлениях, подражаниях, мотках, частотах, ностальгии, ароматах, порывах, дилатации и т. д. Я думаю, что сущность поэзии заключается в способности вызывать эмоции, создавать смысл и бросать вызов нашему восприятию окружающего мира. По моему мнению, поэзией можно считать всё, что сочетает в себе эти качества. Ключевой элемент сформулированной поэзии и поэтического результата лежит в использовании красоты и силы языка для того, чтобы вызвать эмоциональный отклик у читателя или слушателя, или пользователя. Для творческих людей поэзия должна раздвигать границы традиционных представлений о ней и исследовать новые выразительные возможности"
"мне всегда было интересно исследовать взаимосвязь технологии и человеческой идентичности, а также то, как использование машин и цифровых медиа меняет способы нашего общения/взаимодействия. Что касается mezangelle, он создан специально для изучения идеи гибридизации — он берет элементы из компьютерного кода и смешивает их с английским, чтобы создать новую форму языка, доступного для прочтения как человеку, так и машине с усилием!".
"я не считаю, что печатная и цифровая версии являются взаимоисключающими: я вижу ценность в обоих медиумах. В своей работе я часто исследую взаимодействие между цифровым и печатным форматами, используя и то, и другое для создания опыта для читателей и зрителей. В конечном счете, я считаю, что будущее творческого самовыражения заключается в нашей способности беспрепятственно интегрировать и комбинировать различные медиумы и технологии, создавая работы, которые являются одновременно инновационными и глубоко значимыми".
"В своей работе я рассматриваю повествование с разных углов, но в конечном итоге я заинтересована в создании пространства, в котором читатель/пользователь может по-своему взаимодействовать с работой и, возможно, даже создавать свои собственные истории или нарративы. Я вижу свою роль скорее как посредника, который предоставляет каркас или структуру и позволяет читателю/пользователю исследовать работу и взаимодействовать с ней по-своему".